ПОЛЕМИКА С КАСТАНЬЕДОЙ
Маги, отстраненные лицедеи, убежденные, что видят Истину, столь же далеки от нее, как и все остальные. В невероятной машине Мира все так пригнано и гармонизировано, что с той стороны, где движутся шестерни, нам нечего делать. Музыка звонких пружин, соскальзывающих молоточков иногда пугает нас. Но кто мы - механические заводные куклы, которые оплетены нитями, видимыми для Другого или Других, и ОНИ любуются на переливы цветов, на медленное и верное перемещение точек схождения, на льющиеся веера их, на забавные и поучительные узоры на получающейся ткани. ОНИ в стороне. Мы - лицедеи. Лишь изредка мы можем увидеть хмурых мастеров, что-то подтягивающих, что-то смазывающих. Иногда они латают обветшалые края нашего лубка, иногда подкрашивают проплешины - там, где облезла краска, или рухнула штукатурка с потолка. Вот поэтому изредка, почти никогда, мы видим и догадываемся о существовании изнанки, смотрителей и напрягая мягкие и теплые мозги, догадываемся о существовании ТЕХ, РАДИ КОТОРЫХ и длится механический спектакль... Техники же, неразговорчивы, заняты и не знают ничего, а один или два, которые свихиваются от рутинности и начинают разговаривать с куклами - нами, выдают такую версию мира, с таким уклоном в изнаночность, что впору сговорится с кем-нибудь из них, да разнести весь шалман на мелкие клочки, и чтоб НАБЛЮДАЮЩИХ, утонченных и изысканных, состоящих из самого света и святости, осенило бы с ног до головы всей нашей кровью, требухами и дерьмом... Даешь эстетическое наслаждение!
Что могут эти маги, постигшие существование Изнанки? - Оцепеневшие и охваченые трепетом почитания, они изредка ныряют вниз, разглядывая грандиозность увязок и шестерен. Мастера морщатся и изредка отмахиваются от них как от комаров... Маги, наблюдающие мастера при починке, полагают, что видят Бога... Они ничего не могут сделать - только смотреть на пульсацию реторт и попыхивание метафизических спиртовок... Самое изощренное и самое извращенное удовольствие получает маг, наблюдающий тяги и рычажки, которые движут им... Он может проследить, какое шевеление привело к тому, что он стал наблюдать это шевеление, которое проявилось в нем - и так - до бесконечности. Это и есть нирвана. Но сделать ничего нельзя, да и не нужно - изнанка не для кукол. И разве тоска меньше, когда вместо смерти видишь провисшие нити и рассыпавшиеся шестеренки? - Эх разнести бы...
Рецензия на "Полемика с кастаньедой" (Москаленко Сергей Поэтическая Проза)
СТАРЫЕ РЕЦЕНЗИИ:
================================
....
Маги, отстраненные лицедеи, убежденные, что видят Истину, столь же далеки от нее, как и все остальные.
.......
<МОСКАЛЕНКО Сергей> - 2000/11/24
ЗАМЕЧАНИЯ: (добавить)
По-моему, вы полемизируете сами с собой - с СОБСТВЕННЫМ представлением о том, что маги якобы постигли Истину и могут управлять.
А кому, как не магам знать, что все в мире взаимосвязано, и каждое их действие отражается на них же самих, и нет той точки, из которой все исходит, а есть только связи, и при этом любые вещи, кроме связей - иллюзия... Может быть, так. А может - совсем по-другому. Не ищут Истину маги (в т.ч. и Кастанеда с Дон Хуаном). Наоборот, они освобождаются от привычки эту Истину искать...
<Джен> - 2000/11/24
:)
> По-моему, вы полемизируете сами с собой - с СОБСТВЕННЫМ
> представлением о том, что маги якобы постигли Истину и
> могут управлять.
Я нигде не говорю о том, что маги ПОСТИГЛИ истину...
Цитирую себя:
"Маги, отстраненные лицедеи, убежденные, что ВИДЯТ Истину, столь же далеки от нее, как и все остальные."
Кастаньеда, дон Хуан основывают свое магическое мастерство на ВИДЕНИИ. :)
По поводу полемики с собой: разумеется с собой. С кем, по Вашему спорил Достоевский???
И конечно же, в моих произведения очень много от поэзии (я - больше поэт, чем прозаик). Поэтому, основным я считаю целостность и яркость образа, его зримость... :) Эмоциональность, разумеется...
удачи! спасибо.
с уважением
<МОСКАЛЕНКО Сергей> - 2000/11/24
-------------------------------------------
Что ж, мне интересно будет выполнить Ваше пожелание: прочитать Ваш опус, а также написать свои замечания, по поводу прочитанного, почему нет?
Видите ли, Вы ударяетесь в не совсем уместные аналогии, которые разрушают всю концепцию. Ваши Мастера - ведут себя как люди, и ничем не отличаются от тех, кого Вы называете лицедеями, куклами. У настоящих божественных творений никто не латает края - они латаются сами, стареют и обновляются через смерть - не исчезая, а изменяясь. В этом, в частности, величие, неповторимость и мудрость каждой части мира. И, кроме того, Вы, все-таки, не кукла - у Вас, как и у всех, - есть свобода воли, свобода выбора и, стало быть, - творчества. Не стоит впадать в кукольный фатализм, ибо это приводит к кажущейся безответственности, что очень опасно именно по причине ее иллюзорности. Взгляните внутрь себя - и Ваша машина с шестернями развалится сама собой. Вообще: то что тут сказано - потиворечит любому развитию и самой идее развития, эволюции.
Конечно же в мире есть свои взаимосвязи и, если можно так сказать, - шестерни, только описать их можно либо крайне просто, афористично (для чего надо быть на очень высоком уровне), либо используя довольно много терминов и понятий, более подходящих к данному случаю. Но - не так, как Вы это сделали. У вас получилась детская обида на то, что Вы пока не поняли и детские же пояснения причин этой обиды. Жаль...
<Uncle Paddy> - 2000/11/24
ЗАМЕЧАНИЯ: (добавить)
Спасибо за рецензию. :))
Странное у Вас получилось понимание моего текста... :))
Воистину верно: человек слышит только сам себя. Ни о чем таком я не писал. Если хотите, я полемизирую (ПОЛЕМИКА С КАСТАНЬЕДОЙ) с магическим виденьем Мира.
ЛАТАТЬ приходится всегда. Даже через смерть и возрождение.:)
Я убежден вот в чем: Мир многообразен. В том числе он таков, каким его видите Вы...
Обиды никакой в тексте нет. Есть эмоциональный посыл. Вот и все.
спасибо.
:))
<МОСКАЛЕНКО Сергей> - 2000/11/24
Вы, пожалуй правы, - у каждого своя картина мира и каждая такая картина имеет право на существование. Раз я так вижу - значит так есть. Только в этом никакой полемики с магами нет - они считают точно так же :))
Мне понравился Ваш ответ, я и сам бы ответил похоже. Просто именно в самой "Полемике..." Ваши слова звучали слишком резко, и, восприняв это не как литературу, а именно как мирофоззренчески-филофскую полемику - я усморел там не эмоциональный посыл, но обиду. Вот и все.
Спасибо.
<Uncle Paddy> - 2000/11/24
> Ваши слова звучали слишком резко, и, восприняв это не как
> литературу, а именно как мирофоззренчески-филофскую
> полемику...
:))
Одна из неразрешимейших проблем. Отождествление Автора с героем произведения (повествователем).
Набокова отождествить с Гумберт-Гумбертом... :))
К сожалению (или к счастью), бессмысленно предупреждать (сейчас буду шутить). Эмоциональность, по-моему, обязательно должна переполнять слова, иначе они не заденут (возможно, это от стихов)...
:)
спасибо. с уважением
<МОСКАЛЕНКО Сергей> - 2000/11/24
-------------------------------------------
Добрый день, Сергей!
Никакой полемики у Вас, к сожалению не получилось. :( Об этом говорит Ваша собственная последняя фраза: "Эх разнести бы..."
Разносите Вы при этом не Кастанеду, а Вашу собственную механико-метафизическую картину мира, которую Вы пытались построить на протяжении предыдущих абзацев.
И намешали Вы в нее Истину, Бога, нирвану, метафизические спиртовки, магов, лицедеев... Это называется эклектика, и это несерьезно.
Извините. Ваш,
<Leo XVII> - 2000/11/25
ЗАМЕЧАНИЯ: (добавить)
:)
Похоже, Вы поймались на ту же удочку...
:))
Читайте ответы на предыдущие комментарии.
Спасибо.
<МОСКАЛЕНКО Сергей> - 2000/11/25
:)
Сергей, я же говорю не о сути Вашей "полемики", а о том, как она прочитывается. Любого более менее грамотного человека покоробит от упоминания нирваны, Бога и магов в одном абзаце, не так ли? Слона невозможно скрестить с крейсером "Аврора", например, даже понарошку.
Допустим, это не умаляет смысловых достоинств Вашего произведения, но сильно ухудшает его восприятие, а кому как не автору об этом позаботиться?
Удачи,
<Leo XVII> - 2000/11/25
Почитал Ваши стихи, они у Вас, пожалуй, порядка на два выше этой метафизической лабуды, извините еще раз, очень стоящие. Вот такая огромная разница в восприятии.
<Leo XVII> - 2000/11/26
Огромное спасибо, Вам,<Leo XVII> за внимание и неравнодушие.
В СЕТИ это почти равновелико святости... :)
>как она прочитывается. Любого более менее грамотного >человека покоробит от упоминания нирваны, Бога и магов в >одном абзаце, не так ли?
Не думаю. Я не по-наслышке использую эти термины, и совсем не считаю их несовместимыми... :)
Вообще, в ПУТИ постижения существуют уровни, Вы наверняка об этом слышали. Из одного уровня кажется чепухой нечто из другого.
Возможны так же особенности личного восприятия. Видите ли, это произведение "ПОЛЕМИКА" - было опубликовано в бумажном варианте по крайней мере трижды... :) Не думаю, что три различных редактора были олухами...
Насчет стихов - отдельное "мерси".
удачи! с уважением
<МОСКАЛЕНКО Сергей> - 2000/11/26
Все, сдаюсь! :)
С тремя редакторами спорить не буду. Считайте все сказанное мной моим сугубым IMHO-м, относящимся к моему личному восприятию.
Прочитал Ваши "Две мысли об искусстве", понравилось, еще чего-нибудь почитаю.
Вы действительно закончили физфак КГУ? Имена Булавин, Мальнев, Ежов, Гай, Федорченко Вам о чем-нибудь говорят? :)))
<Leo XVII> - 2000/11/26
>Имена Булавин, Мальнев, Ежов, Гай, Федорченко
Привет, <Leo XVII> !
Еще бы! :)) Первый (Булавин) в 1983 году чуть меня не выпер и заставил сбрить первую в жизни бороду :)
С Мальневым я вообще знаком со школы (КФМШИ при КГУ 1980-1983), Ежов читал численные методы, ну а Федорченко(покойный, как я знаю), как всегда - завалил мне "электроды", без к-либо аргументации Макарец ставил "5", Федорченко сказал: "молодец, 4" :)))
а что, Вы тоже имеете отношение к сим пенатам???
<МОСКАЛЕНКО Сергей> - 2000/11/27
А по поводу "С тремя редакторами спорить не буду. " - так, я это только к тому, что категоричные заявления, будь они трижды верными, при некотором угле зрения могут оказаться еще большим бредом, чем то, к чему они относились...
:)
(ну и завернул!)
удачи! спасибо
<МОСКАЛЕНКО Сергей> - 2000/11/27
Здравствуйте, Сергей!
Да такое отношение имею, что Булавин меня таки выпер (я потом восстановился), Мальнев у меня спецкурсы читал, Макарец - в самом начале мат.ан., а Федорченко я тоже чего-то вроде бы сдавал. Короче, физфак, КТП.
Так что, приятно встретить здесь "коллегу"!
Я, впрочем, как и Вы, наверное, по специальности не работаю. :(
<Leo XVII> - 2000/11/27
Ну что, ж, это и еще раз подтверждает тезис о том, что физик не пропадет нигде...
Да, кстати о литераторах. Мой сосед по комнате - Олежка Авраменко стал кассовым писателем-фантастом. И вообще, вся комната была пишущая: Я, Олежка и Андрей Клипенштейн (но о нем я ничего не слышал).
:)
удачи!
<МОСКАЛЕНКО Сергей> - 2000/11/29
Из моего потока вышел один диктор телевидения, несколько бизнесменов, несколько эмигрантов, несколько музыкантов, очень-очень много программистов и даже парочка физиков. :)
Сам я - переводчик. :))) Из этого следует, что на физфаке КГУ дают образование по типу Гарварда - создают элиту. :)
Вильчинский (если знаете такого) не с Вами учился?
<Leo XVII> - 2000/12/01
Славик Вильчинский - еще бы! Вместе водку пили...
По поводу Гарварда - остается лелеять себя такой мыслью :))
Спасибо. До встречи в "эфире"...
<МОСКАЛЕНКО Сергей> - 2000/12/03
-------------------------------------------
1. Имя "Кастанеда" пишется без мягкого знака.
2. перед текстом автор вполне может поставить предупреждение читателю: "Не поймите меня правильно, я далек от мысли".
<Фогельфрай> - 2000/12/21
ЗАМЕЧАНИЯ: (добавить)
Возможно.
А насчет второго - Дон Хуан Вас бы похвалил!
:)
<МОСКАЛЕНКО Сергей> - 2000/12/22
Москаленко Сергей Поэтическая Проза 2001/01/19