Дано мне болеть тобой...(три стихотворения) Марине Цветаевой
Дано мне болеть тобой...
(три стихотворения)
Марине Цветаевой
_________________________________________________________________________
* * * * * *
Во мне разболелось имя - Девочка. Салочки или лапта.
Осколком былой войны. И, уворачиваясь от касаний,
Ты ноешь во мне, Марина, В смехе струящемся ускользала,
Из памятной глубины. Как воплощённая быстрота...
Изменчива, неуловима, В смехе струящемся - дерзость и вызов.
Рвануться и убежать Гибнуть? - Так гибнуть в походе на "ты".
Любила. Ещё любила Голуби томно рокочут с карнизов,
Ознобом зари дышать. И обречённые стонут коты...
Марина - крик чаек, море, Фея Зари с приглашением алым.
Где пеной шуршит прибой. И, повторяясь в словесном кругу -
Забвение переспорив, Маленький перстень. Букетик фиалок -
Дано мне болеть тобой... Жалкий,- как птенчик у шепчущих губ...
25.03.99 25.03.99
Худенькие плечики, уворачивающиеся от хлестких ладошек детворы, мечущейся по выпяченной желтым, въедливым солнцем поляне. Мечутся, по-взрослому приходя в азарт, с почти настоящим остервенением и криками "Сали!"
Великий талант избегать липких загребущих лап, жадных погребающих волн, и вообще, захватывающего, подавляющего всеобщего волочения - вслед за маячащим у горизонта Идолом, или Вождем, или иным отказом от собственного пути. Она всегда шла по своей тропе. Даосы сказали бы, что она чувствовала свое Дао.
Дерзкая, отчаяннная девчонка, то замиравшая, то от малейшего дуновения раскатывающая, разливающаяся во всю ширь, затапливая собой удивленных гостей. "Хотите, я вам почитаю?" - и читала стихи, ни на кого не глядя, чисто и легко, как бы трогая струны ("торкая" - сказала бы она) где-то рядом, но и не здесь - в соседнем, параллельном пространстве.
Глубинное свойство не поддаваться загребающей пятерне эпохи, землячествам поэтических цехов - всему, что стесняло движения, не позволяя рассмеяться в лицо, или просто убежать, забыв собеседника, целый мир, - глубинная эта свобода создавали вокруг нее удивительный ореол - пугающий и манкий.
** Но играла дудочка Крысолова и приближалась черная гладь озера. **
Ариадна вела к Минотавру. Этот зверь убивал безразличием и невниманием. "Здесь мне быть невыносимо, а там - невозможно". Невозможно. Но у судьбы и поэзии свои резоны. Сдвигались стены, выстраивая тот самый единственный коридор, который укажет один единственный путь. Под ногами потрескивал лёд. Зрячая среди слепых, она смотрела на готовящуюся ловушку, разворачивающуюся панораму собственного конца, и понимала, что иначе нельзя, и что, кажется, и подходит срок оплаты по векселям. Черный человек подощел сзади и положил руку на плече, и она не пошевельнулась. Вырваться и убежать больше было некуда. Блок и Маяковский улыбались холодной улыбкой покойников и ничего не советовали, только смотрели, холодно и отстраненно свидетельствуя с той стороны - не звали и не отговаривали. Шел :.. год
Играла музыка. Все чаще играла печальная музыка. В отчаянье появился привкус освобождения - еще немного и рухнет невыносимый груз вздыбившихся, нагромоздившихся торосами дней. Дышать стало почти невозможно. Почти физически чувствуя удушье, она механически продолжала делать заученные движения, механически цепляясь за соломинки, которые уже не предназначались ей. Время, на которое ее в этом мире благословил Творец, подходило к концу. "Прошу принять меня на должность посудомойки:"
** Вода - по грудь. **
Ариадна и Сергей как картонные фигурки, маячили где-то далеко, перемещаясь по кишечнику Минотавра, Мур один был близко и все чаще Марина замечала, что ее больше не связывает родство и даже материнство. Свобода, одиночество, отчаянье. Но странно - сверх всего - чувство облегчения, как после выполненного долга. Как будто вот-вот разрешатся затянувшиеся роды.
:::::::::::::.. :::::::::::::.
Хвала и предпочтение молвы Всегда загадочны утраты.
Елабуге пред прочею землею. В бесплодных розысках в ответ
Кунсткамерное чудо головы Я мучаюсь без результата:
изловлено и схвачено петлею. У смерти очертаний нет.
Всего-то было горло и рука, Тут всё полуслова и тени,
в пути меж ними станет звук строкою, Обмолвки и самообман,
и смертный час-не больше, чем строка: И только верой в воскресенье
все тот же труд меж горлом и рукою. Какой-то указатель дан.
Но ждать так долго! Отгибая прядь, Зима как пышные поминки:
поглядывать зрачком-красна ль рябина, Наружу выйти из жилья,
и целый август вытерпеть? О, впрямь Прибавить к сумеркам коринки,
ты-сильное чудовище, Марина. Облить вином - вот и кутья.
1967 Пред домом яблоня в сугробе,
Белла Ахмадулина И город в снежной пелене-
Твое огромное надгробье.
Как целый год казалось мне.
Лицом повернутая к богу,
Ты тянешься к нему с земли,
Как в дни, когда тебе итога
Еще на ней не подвели.
1943
Борис Пастернак
Елабуга. В самом названии - что-то вязкое и безнадежное, от чего не убежишь. Рябина под окном - зеленая еще: И поняла, что уже не при чем, что вернулись в окоемы былой страны ее стихи. Она сама уже ничего не значит. Весь мир сморщился и стал похож на крошечное печеное яблоко. Больше не было сил. Одниночество - первородная сила, вознеслось и объявило о том, что близится освобождение. Не писать. Не дышать. Не:
Елабуга.
** Над головой сомкнулись воды. Сошлись и разошлись волны, привычным грациозным движением разглаживая поверхность: **
И осенила, уважила своим щуплым телом местный погост. Скромные проводы, стыдливые, неуместные, невыносимо чужие самому ее имени, в котором - море, крик чаек, и ослепительно-прекрасная и плотски-желанная богиня, выходящая из пены прибоя: Достоверно неизвестно и место, где покоится прах. Неочерченность, безвестность кончины, что для поэта, вероятно, и означает Бессмертие.
** "Пу-зы-ри:" **
* * *
Кама, Елабуга... Ах, перестань
Шомполом в ране...
Вёсны и сосны, ветра и герань
Канули в Каме.
Как одиночество пялит глаза -
Это за дело.
И невозможно и слова сказать,
Чтоб не задело.
И, в переставшей звенеть пустоте -
Тело клоками -
Коконом слезло. Крылатой - лететь
В небо над Камой...
26.03.99
Рецензии
[#comments#]
Рецензия на "Дано мне болеть тобой... три стихотворения Марине Цветаевой" (Москаленко Сергей)
В вашей статье есть все: Цветаева, стихи и вы сами, нет только главного - связи между всем этим. Чувствуется, что вы Цветаеву любите и биографию ее знаете, однако у вас, среди разрозненных размышлений, она потерялась как поэт и не вполне состоялась как личность. В вышей статье на ее месте мог бы оказаться любой другой искренний и сломленный тоталитаризмом герой.
Sjulia 2001/03/23 14:22
Рецензия на "Дано мне болеть тобой... три стихотворения Марине Цветаевой" (Москаленко Сергей)
Хотя я ЕЮ переболела давно ("я уже заболеваю летом, еле выздоровев от зимы"), Ваше определенно нравится.
Но Владимир Владимирович мне все же ближе. Это такая глыбища, "которая не уместилась даже в крохотное небо".
Однако, спасибо Марине через которую я полюбила слово.
Спасибо тебе, Сережа за точность, глубину, прозорливость...
Харченко Елена 2001/03/26 08:36
Рецензия на "Дано мне болеть тобой... три стихотворения Марине Цветаевой" (Москаленко Сергей)
Вы очень талантливый человек. Пишите то, что у меня есть, с теми же чувствами и эмоциями. Мне очень понравилось, хотя можно было бы и поспорить по многим моментам. Например, разбить на более короткое, я думаю лучше воспринималось бы людьми, которые не знают кто такая Марина. Ведь собственно говоря всего две задачи:
1. Вложить душу в работу; 2. Поиск новых Молодых читателей, которым с Вашей помощью должно открыться имя - Цветаева.
Вообщем я честно говоря приятно удивлен Вашими работами.
С уважением.
Леничка.
Lenichka 2001/03/27 00:31
Рецензия на "Дано мне болеть тобой... три стихотворения Марине Цветаевой" (Москаленко Сергей)
Москалюк!
Я вижу ты настолько глуп, что даже не можешь грамотно ответить на конструктивную критику твоих беспомощных текстов.
Клеишь по несколько раз повсюду свои говнистые, слюнявые реплики?
Чтобы казалось побольше дерьма, да, упырь безжопый?
Что ж, тогда назначаю тебе неделю безжалостной критики по всем твоим глуповатым текстам с поэтикой уровня школьницы во время первой в ее жизни менструации.
Мало не покажется, писака доморощенный.
Иван Бизонов 2001/10/12 15:36
Прекрасное выражение: в кишечнике Минотавра...
Для многих все это ДАЖЕ было лабиринтом ...
Читаю Аверченко.
<A. Forest> - 2001/07/07 19:19
ЗАМЕЧАНИЯ: (добавить)
Кишечник - тоже лабиринт, но выход...
<МОСКАЛЕНКО Сергей> - 2001/07/10 12:47
Что, Москалюк, нравятся какашки, да?
Нравятся ведь, признайся!
Зачем нам завуалированные текстики навроде "Стрелы".
Любишь ведь какать, пукать, потом нюхать, рассматривать, трогать.
Знаю наверняка, что любишь!
Сам об этом постоянно говоришь! Так ведь, а, Москалюк?
Иван Бизонов 2001/10/12 15:41
Рецензия на "Дано мне болеть тобой... три стихотворения Марине Цветаевой" (Москаленко Сергей)
Наверное, это всё же не статья (как пишут некоторые рецензенты), а литературный очерк.
Подкупает поэтическая цельность написанного стихами и по существу тоже стихами, но в прозе.
В общем, произведение заслуживает того, чтобы быть изданным (я считаю это наивысшей оценкой, поскольку подавляющее большинство произведений, на мой взгляд, этого не заслуживают).
С уважением,
Геннадий Мазный 2002/02/16 16:52
Рецензия на "Дано мне болеть тобой... три стихотворения Марине Цветаевой" (Москаленко Сергей)
«Любя и болея» Цветаевой, признаюсь, мне понравились ваши рифмованные строки. Вот только давным-давно живу у моря и смею заметить, не доводилось мне слышать, как «пеной шуршит прибой». Пена предполагает волну и ветреную погоду. Прибой рокочет, перебирая гальку, или ухает о песчаный берег, но пеной не шуршит. Шуршат шелка, камыши, мыши :)
С уважением,
Марина Охримовская 2002/04/13 18:42
Рецензия на "Дано мне болеть тобой... три стихотворения Марине Цветаевой" (Москаленко Сергей)
Прочитала ваш очерк, эссе, называйте как хотите...сначала мне подумалось..."неужели в наши дни еще есть люди, которые так трепетно относятся к поэзии"...но стоило мне прочесть ваш препротивнейший разговор про...даже язык не поворачивается это слово произнести...в общем теперь от хорошего впечатления у меня осталось лишь пардон отвращение...Я не берусь судить вас и тем более упрекать...но скажу одно Марина Цветаева такого за свою жизнь не заслужила...и это проявление неуважения к ней как к писателю, в первую очередь, и говорит о вас лишь одно...вам действительно стоило бы поучиться стоять на своем не прибегая к сквернословию...
Прошу прощения если все вышенаписаное показалось вам излишне нравоучительно и возможно даже высокомерно, но поверьте, дело в том, что мне искренне вас жаль...ведь у вас прекрасный слог..прекрасные стихи...
Ладно...по сути не мое это дело...желаю успеха и побольше таких творений...
Рыженькая... 2002/05/14 17:46
Рецензия на "Дано мне болеть тобой... три стихотворения Марине Цветаевой" (Москаленко Сергей)
Во все времена настоящие поэты, отбиваясь от нападок, пользовались разными приемами: одни стрелялись на дуэли и погибали, другие сами лишали себя жизни и этим доказывали свою мощь, третьи великодушно прощали низкий уровень своих недругов. В основном нападают на тех, кто выше духовно и нравственно. Отбиваясь методами нападающих цивилизаций, сам невольно скатываешься на их уровень, а в пылу гнева и того ниже. Если чувствуешь в себе силу, поднимайся ввысь, а сползай вниз. Это тяжело, но достойно человека, идущего по пути.
Сибирячка 2003/12/05 09:11
Рецензия на "Дано мне болеть тобой... три стихотворения Марине Цветаевой" (Москаленко Сергей)
Спасибо Вам огромное, Сергей. У меня нет слов, как мне понравилось. Спасибо Вам за то, что любите Цветаеву. Для меня она очень много значит. Я увлекаюсь ею, ее жизнью и творчеством уже много лет. Если хотите мы можем пообщаться на эту тему. Думаю, что нам будет что сказать друг другу. Приведу Вам сюда стихотворение моей подруги, посвященное М.Ц.
Фира Нурмеева
К Марине
Я к ней спешила,
К той женщине,
Которую люблю.
Сквозь все столетья,
Сквозь все преграды и борьбу,
Я ей молила:
«Не исчезай во тьме!
Ты так нежна мне!
Ты- моя сила.
Я воскрешаю, я творю.»
Я шла к ней,
И видела ее глаза
Зеленые,
Как грозди винограден,
Как нежнейшая тоска.
«Марина!Я вами восхищена!
Вы дороги мне.
Вы- моя надежда
И этой страны прекрасная звезда!»
Я беседовала с ней,
Она меня вела,
И между нами лился свет.
Между мной,
И той женщиной, которой нет.
Напишите мне. Елена.
Елена Романова 2004/01/21 15:16
Рецензия на "Дано мне болеть тобой... три стихотворения Марине Цветаевой" (Москаленко Сергей)
Цветаева - мой любимый поэт. Я могу долго распространяться о том, как я её обожаю, но дело -то не в этом... дело в твоём эссе. Оно немного напомнило мне Джойсовского Улисса...такой же поток сознания, но не бесконтрольный, а контролируемый, ведомый мягкой и нежной рукой автора, прекрасное, воплощённое в чёрные строчки на экране. Очень красиво... очень грустно, почкму-то... не знаю. В общем, супер, так держать!
Света Андреева 2004/02/15 10:42
Рецензия на "Дано мне болеть тобой... три стихотворения Марине Цветаевой" (Москаленко Сергей)
Я уже почти снял свою шляпу в почтении… А потом подумал что собственно сделал автор? Почтил память Марины Цветаевой? Это сделали уже тысячи… Тысячи, коих согрел костер истинной поэзии, сделавший в своё время страшное со своим носителем… Автор же пошел проторенной дорогой – приобщился… Не столь пошло, как многие. Но сколько в этом понимании целования руки величайшему дару, целования, где нет и намека на будущее рукопожатие.
Но в который раз снимаю шляпу перед поэтом, чей путь не смог перечеркнуть великогрешный финал.
PS Автор, ваша безобразная ругань с Иваном Бизоновым мне кажется неуместной в этом пантеоне.
Евгений Донской 2006/09/16 02:09
Рецензия на "Дано мне болеть тобой... три стихотворения Марине Цветаевой" (Москаленко Сергей)
Я давно уже отошел от дурной манеры публиковать на проза.ру что-нибудь, отдаленно связанное со стихами. Конечно, не только со стихами, но если я начну касаться всех точек сумбурного словесного бытия, я отклонюсь слишокм далеко от темы моей рецензии. Так что проявлю если уважение не к теме, то хотя бы к покойной поэтессе.
После ваыбора места публикации вторая ошибка, которую допускает автор лирического отступления, определяется выбором адресата и формы послания. Если уж обращаешься к Мастеру, пусть и покойному, старайся придерживаться хотя бы сносного профессионального уровня. То ли недостаток профессионализма, то ли недостаток вкуса, или просто нерадение к Слову, но стихи откровенно плохи. Плохи по большому счету. По маленькому счету заштатной публикации они бы прокатили, особенно на фоне детсадовских потуг стихирушных и прозарушных интеренетовских авторов.
"Фея Зари" во втором стихотворении откровенно не к месту. Нужно знать, когда употреблять манерно-поэтические приемы. Обратитесь к Анненскому, тот знал как избитый прием или банальное начало перевернуть последней строфой.
"Ты ноешь во мне, Марина". Цветаеву упрекают в некой истерике, но никак не в нудном нытье. Совет автору оценивать строчки и сами по себе. Чтобы впредь не попадать в комичное положение. Художник должен быть ювелиром, чтобы работать над каждым мазком, над его смыслом и стилем, чтобы не получалось "кунксткамерное чудо головы". Выражение Ахмадулиной подходит к Маяковскому в парикмахерской с "причешите мне уши". Но у Маяка все к месту, здесь же эти "чудеса" и "нытье" выдают подделку под работу таланта. И зачем вообще первый стих? Это было написано ее самой:
Мне имя - Марина, мне дело - измена,
Я бренная пена морская.
...в походе на "ты". Если уж цитируете великих, то делайте это если не с уважением, то хотя бы с точность. "на вы!" - вызов Святослава, дерзкий клич языческого князя, больше пристал Цветаевой. Вы принижаете ее талант в оттенках, потому что сами не понимаете, что вы пишете.
Сомнительных "тело клоками", "шомполом в ране", масло-масляных "липких загребущих лап, жадных погребающих волн", какого-то непонятного слова "волочение", ни к селу ни к городу даосов и прочей ерунды я обсуждать тем более не хочу.
Исторические неточности. Не знаю насчет Блока, но Маяк точно холодно относился к Цветаевой при жизни.
Может вам вообще надо отложить вашу писанину в сторону и заняться простым воспитанием вкуса? Ахмадуллину, эстрадную женскую подделку под поэта, уже не переделать. Но у вас время есть. Уделите время семье. Воспитанию детей. Зарабатыванию денег. Все лучше, чем писать плохие стихи.
Аки Зело Кро 2006/09/16 11:04