Сергей Москаленко
(c) 1997
В арестантском вагоне.
- Закурить найдется, Уважаемый? - Седой покачнувшись,
словно бы возвращаясь из устремленных внутрь невидимых пустынь - Сахары,
Гоби или Аравийской - мгновение находился в несколько неоформленном, слегка
размазанном состоянии... Но что-то сместилось, контрольные точки совпали
и он повернулся и посмотрел на меня - уже цельный, сформированный, но глаза,
как два водостока, еще досасывали остаток того неведомого растворителя,
который так недавно и был его главной сутью. - Я сам удивился быстрому
иероглифу смысла, выложившему, выстроившему предо мной весь ряд образов
и метаморфоз, однако не покидая одновременности и цельности понимания...
Мне показалось, что вновь я увидел беглую, как бы стыдливую улыбку Бога,
которую я уловил еще в глубоком детстве, когда моя Мать привела меня в
костел - чтобы я увидел Господа. Помнится, я очень хотел увидеть Его и
даже повторял про себя, чтобы не забыть - что именно мне нужно попросить
у него, но когда мы вошли в Божий Дом, разочарование мое было столь велико,
что мигом из головы вылетело все. Настолько пыль, ветхие источенные деревяшки,
дурно подкрашенные большие куклы, тщившиеся изо всех сил изобразить мучение
и святость - как я сам когда хотел выпросить у матери чего-то сладкого
или блестящий шарик, старательно изображал истерику и муку, - настолько
это все оказалось знакомым и почему-то отвратительным, что я от невероятной,
глубокой обиды на НЕНАСТОЯЩЕГО БОГА - заревел, заревел абсолютно искренно
и не тем визгливым капризным прихрюкиванием, каким я любил изображать свои
истерики, а густым, словно бы чужим басом - тем самым, который слегка смягчившись,
станет обозначать все мои голосовые рыдания - будь то шепот на ушко любовнице
или презрительный выговор официанту. Короче говоря, этот басок и стал моим
взрослым голосом. Тогда я этого, конечно, не знал, и лишь несколько удивлялся
свободным слоем детского сознания, как всегда слегка наблюдая себя со стороны
- среди светляков коптящих свечей, под мутным, ярким лучем солнца, пробившимся
в одно из узких высоких окошек. Но вдруг, через растворяющие, искажающие,
соскальзывающие линзы слез я обнаружил что-то новое. Что-то похожее на
бысрого солнечного зайчика, переливаясь и постоянно меняя то, что потом
я стану крестить формой - наблюдало за мной - из-за уголка левого глаза.
Я застыл на полурыдании - повернул голову в его сторону, но там уже ничего
не было, но ОНО не исчезло, а переместилось в сторону... И тогда-то меня
и осенило, что это и есть Бог, и все, что говорили о нем из непонятного
и пугающего переместилось именно на то место, где всей этой внешней говорильне
и положено быть... И я все понял - одновременно, цельно, как бы став сразу
всеми листами всех Божественных Книг - существующих и еще не написанных.
Я понял, что совсем не обязательно гнаться за этим скучением бликов и что
это всегда будет со мной - за спиной или чуть-чуть в стороне. Мать с каким-то
обезумевшим бледным лицом трясла меня, как бы пытаясь отвлечь, вернуть
в себя - в того, который кроме писклявого капризного хрюканья ничего не
знает... Было уже поздно. Спокойный и скорбный пастор - тоже будто бы неживой
и так похожий на окружающие крашенные статуи, мягко и властно отвел скрюченные
материны пальцы от моих плеч и тихо сказал: Ничего, госпожа! Вы должны
радоваться - на Вашего сына посмотрел Бог. - Мать помнится, ничего не поняла
тогда, может быть, она даже не услышаел от двери. В циничной,
монолитной глыбе моего сознания вдруг завертелась крошечная - как головастик
мысль, которая протянула реакцию конвоира в ближайшее наше будущее и вернулась
еще более трепетная и вопиющая крошечными устами, о том, что там, в будущем,
есть он, а меня, Седого, и еще десяти мужчин, вповалку лежащих на полу
с огрызками сена - уже нет. И поэтому часовой просто отвернулся от того,
чего нет. А сделать это заставила его собственная крошечная пиявка, напомнившая
ему, что он подобен намел от двери. В циничной,
монолитной глыбе моего сознания вдруг завертелась крошечная - как головастик
мысль, которая протянула реакцию конвоира в ближайшее наше будущее и вернулась
еще более трепетная и вопиющая крошечными устами, о том, что там, в будущем,
есть он, а меня, Седого, и еще десяти мужчин, вповалку лежащих на полу
с огрызками сена - уже нет. И поэтому часовой просто отвернулся от того,
чего нет. А сделать это заставила его собственная крошечная пиявка, напомнившая
ему, что он подобен нам, и поскольку не будет нас, то и его... И так далее,
так далее... Увы, увы, такие рефлексии уже давно не трогали мою окаменевшую
суть - и едва шевельнувшись, я задавил беспокойного живчика паники - одновременно
загасив, умертвив маленький живой огонек сигареты.
Седой будто бы проследил нити, протянувшиеся между червячками конвоира
и моим. - А ведь он считает нас мертвецами, а мы сами... - я потянулся,
тем самым прервав начавшееся было словоизвержение седого. - Самое смешное,
уважаемый, что мы способны говорить, и думать о чем-то кроме... - договаривать
было необязательно. Седой кивнул, вынул очки, будто они могли ему быть
полезны в густом сумраке... Я подумал, что они, должно быть, помогают ему
говорить... Похоже, это действительно было так. Пару раз на выпуклых стеклах
отразилась зарешетченная щель, а лицо его приблизилось к моему, и он начал
что-то говорить, еле-еле, почти не слышно, как бы лениво водя в теплой
вечерней реке руками - перед тем как поплыть, я даже пропустил несколько
зыбких неясных фраз:
...Округлые и блестящие предметы всегда напоминали мне
о Боге, и слушая фуги Баха, вздрагивая от потрескивания свечей, я всегда...
- но я не дал ему договорить, вставив глубокомысленную констатацию: - Тогда
непрозрачные, мутные и угловатые вещи должны были приводить Вас к мысли
о дьяволе... Я не стану сейчас обсуждать с Вами углы нашей темницы, прямые
пересечения решетки и прочее. Меня интересует иное - чему соответствует
в Вашем понимании прозрачное, например, Ваши очки. - Седой полураздраженно
повел плечами. - Знаете, с Вами абсолютно невозможно говорить. Я хмыкнул
и возразил: - А умереть? - похоже, собственная смерть беспокоила его намного
больше, чем меня. Собственно, меня переход в небытие не волновал совершенно,
легкие сомнения возникали из-за возможных болей и предсмертных мук. Но
я успокаивал себя соображением, что наши палачи - квалифицированные специалисты,
и что особенно мучаться мы не будем. Так что я был почти что спокоен. А
Седой боялся смерти. Боялся панически. Я увидел как его затрясло и он отвернулся
к стене. Закусив соломинку, я лежал, наблюдая шевелине тени за смотровой
щелью.
Как обычно это бывает, из нескольких штрихов сформировалось
воспоминание, отслоилось от утрамбованного фоллианта памяти и раскрылось
перед глазами. Теперь важно было ничего не делать, не шевелиться ни в физическом
ни в ментальном пространстве, и воспоминание, плотное, с запахами, с тактильными
и вкусовыми ощущениями, в цветах и напряжениях вынырнет и выгнется, увлекая
пассивного наблюдателя - меня. На этот раз появилась Клара. Она сгущалась
и отдалялась, то привнося в яркий томный конус света горящие алые соски
и губы, то сливаясь со структурой альковного полумрака. Именно Клара подтвердила
мою идею, что только умная и достаточно повидавшая женщина может заниматься
любовью по-настоящему неистово, властно и густо. Почему-то наши совместные
оргиастические симфонии больше всего соответствовали округлому и блестящему
Седого. Плавность, ненамеренная легкость наших движений особенно хорошо
гармонировали с тягучей музыкой Иоганна Себастьяна. Да-да, нам нравилось
предаваться похоти именно под самую духовную музыку... Но плотская любовь
подпорчена изначально. То, что так привлекает и поддерживает стремление
к ней, то и портит ее. Чуть-чуть не дотягивает она до настоящего блаженства...
Чуть-чуть... Иногда, казалось, становишься расслоившимся, растекшимся,
плавным, и сама музыка уносит тебя... И голос телесного движения возвращается
плавным слегка запаздывающим эхом, а иногда слышен и второй голос - ее
голос, изредка попадавший в самую суть мелодии, и сам божественный экстаз
казался таким возможным... Но что-то срывалось, и опять-таки, скорей всего,
по воле тела - мы срывались с волны и уносились в бешенную тряскую погоню
за оргазмом. - Хуже всего, что постоянно мы гнались за двумя оргазмами
- каждый за своим. И потом, когда вспышка озарит и ее и мои мозги, когда
волна расслабления пройдет по ее и по моим членам, я всегда с неким разочарованием
наблюдал разрушение-распад цельного мира, который уже не связывала граммофонная
пластинка, отслоившаяся вместе со своей музыкой в свое неведомое пространство.
И легкое отвращение вызывало ее измятое тело и расплывшиеся пятна сосков,
и моя дряблость и оголенность. А вокруг были лишь острые линии углов и
пестрота, и ничего не оставалось делать, кроме как закурить, дожидаясь,
пока тела не накопят очередной порции похоти...
Долго пропел паровоз. Нас тряхнуло и все умолкло. Я понял,
что, наконец, мы прибыли на наш Последний Полустанок...
04.06.97
[Базовое
меню ТЕКСТЫ]
Cергей Bикторович Mоскаленко, 1966, выcшee, Kиeвcкий Гocyнивepcитeт
"физикa" 1990, yвлeчeниe-paбoтa-кycoк xлeбa: кoмпьютepы<->пpoгpaммы.
Личныe внeceния в oбщий кyльтypный гyмyc: cтиxи, oбpaзнo-филocoфcкиe
эcce, линeйныe pиcyнки (яpocтнaя гpaфикa).
Пpeдпoчтeния: длитeльнocть, coocтaнoвлeннocть, paзмышлeния, эвpиcтичecкиe
и cлoвecныe пpopывы.
CПEШИTE. MИP УЖE ДPOГHУЛ!
Oтвpaщeния: дeньги, cyeтa, oтpывoчнaя пecтpoтa, пoдчинeннocть.
Aдpec: Укpaинa, 262014, Житoмиp-14, a/я 2
E-MAIL:
sergey_msv@mail.ru
тeл: (0412) 22-74-83
[Базовое
меню ТЕКСТЫ]
|