Произведение на ПРОЗА.РУ

Борхес и я. Вавилонская библиотека. (мое личное восприятие).

[PROZA.RU]  Москаленко Сергей
       Борхес и я. Вавилонская библиотека. (мое личное восприятие).


                    Прощай, детка. Детка, прощай.
                    И на прощанье я налью тебе чай,
                    Я позвоню по телефону, закажу тебе авто
                    И провожу до двери и подам тебе пальто
                    И поцелую невзначай и прошепчу:
                    "Прощай, детка, прощай".

                    http://www.lyrix.ru/songs/?id=162975





                    Ты - дрянь!

                    Лишь это слово способно обидеть.
                    Ты - дрянь!
                    Я не хочу тебя любить, но не могу ненавидеть -
                    Ты не тот человек, с которым я способен жить.
                    Когда ты лжешь мне в лицо, я готов тебя убить.

                    Ты строишь всем глазки у меня за спиной,
                    Ты бьешь мои тарелки одну за другой.
                    Ты - дрянь!

                    Ты спишь с моим басистом и играешь в бридж с его женой.
                    Я все прощу ему, но скажи, что мне делать с тобой?
                    Тебя снимают все подряд -- и тебе это лестно,
                    Но скоро другая займет твое место.
                    Ты -- дрянь!

                    Ты продала мою гитару и купила себе пальто.
                    Тебе опять звонят весь день, прости, но я не знаю кто.
                    Но мне до этого давно нет дела.
                    Вперед, детка! Бодро и смело!
                    Ты -- дрянь!

                    Ты клянчишь деньги на булавки -- ты их тратишь на своих друзей.
                    Слава Богу, у таких, как ты, не бывает детей.
                    Ты хочешь, чтоб все было по первому сорту,
                    Но готова ли ты к пятьсот второму аборту?
                    Ты -- дрянь!

                    Ты вновь рыдаешь у меня на плече, но я не верю слезам.
                    Твое красивое лицо катится ко всем чертям...
                    Но скоро, очень скоро, ты постареешь,
                    Торопись -- и тогда, может быть, ты успеешь.
                    Ты -- дрянь!

                    Нет, ты не тот человек, с которым я способен жить.
                    Когда ты лжешь мне в лицо, я способен тебя убить.
                    Наверно, мы слеплены из разного теста,
                    И скоро другая дрянь займет твое место.
                    Ты -- дрянь!

                    http://pesenki.by.ru/russian/kremator/songs/390.shtml



    Песня вторгалась куда-то в солнечное сплетение, вызывая щемящее
ощущение непоправимой утраты, но это ощущение, эта эмоция была сродни
чувству сопричастности и полноты бытия. Чувствительное сердце Бога содрогается
от хрустнувшей хвоинки в лесу...

   Цоканье подковок на кирзовых сапогах. Черные фигурки хасидов, танцующих на
морозе. Воспоминания перекрещиваются, путаются десятилетия, старое и новое.
Похороны очередного Генсека и следующие (но с известным результатом) выборы
президента самостийной Украины...

   Тогда я и понятия не имел, кто такой цадик Нахман, и кто такие Брацлавские хасиды...
Знал бы - обязательно посетил могилу, не взирая на особый отдел и комсомольскую
бдительность...


                    - Учиться можно, глядя на любую вещь, - сказал однажды
                     рабби своим хасидам.

                    - Всё в этом мире существует, чтобы наставлять нас.
                     Не только то, что сделал Господь, но и то, что сделали
                     люди, умудряет нас.

                    - Чему же нас учит, например, - спросил один хасид с
                     сомнением, - железная дорога?

                    - Что, опоздав на миг, можно упустить все.
                    - А телеграф?

                    - Что каждое слово учитывается.
                    - А телефон?

                    - Что там слышат, что мы говорим здесь.

                    http://www.avy.ru/parables/?id=276


Мы ехали мимо, а хасиды, размахивая выбивающимися из-под черных шапочек пейсами,
меняли колесо в своем микроавтобусе. Был март 2003, и мороз минус 10. До праздника
Рош ха Шана еврейского Нового Года, который празднуют в сентябре, было еще далеко,
но, видимо, паломники бывают здесь круглый год.

А я всего лишь служил в этом городке. И здесь же впервые прочитал пару рассказов
Борхеса.

Еще почему-то вспоминается (наверное, потому что это было в один и тот же месяц
Камило Хосе Села и его романы "Улей" и "Семья Паскуаля Дуарте". Жутковатые,
наполненные безысходностью вещи очень органично вписывались в тогдашнюю армейскую
действительность...


   А потом вихрем - лица, множество слов, несколько похорон, две свадьбы. Зима,
лето, множество абстракций, попытки в создании своего бизнеса, наркоз, операция,
морфий, боль... Бог где-то рядом, все катится к черту, но ясно - так и должно
быть...


   И снова - откат...


Гора Витош, фуникулер и каменная река под ним. Несколько песен и пара фильмов.
   Список не полон, но в этой Реальности, в этом ковре из судеб, образов и
событий не так уж важно, сколько нитей формируют узор.


   Ты выходишь из комнаты в Сан-Франциско и входишь в комнату крошечном
украинском городке, где есть известный во всем мире парк, где собирались
декабристы и похоронен тот самый рэбе. Ничего не меняется. И только некоторое
умственное усилие, удерживаемый образ, заставляют думать, что ты за тысячи
километров. Ты выбираешь наугад человека, перелистываешь пару страниц и
переходишь к следующей полке...


   Мирко и Мария, страна, чья столица - Мудрость. В пять часов, звеня
и поскрипывая на поворотах, трамвай, принявший нас в свое нутро, двигался
в сторону Центра. Я еще не знал, что такое регистрация не позже, чем через
сутки, что такое картошка фри, жаренная в душе и множества других вещей.
Заканчивался 1989 год. На улицах бушевали стотысячные демонстрации и
возле храма Александра Невского я высаживал Лиду на тумбу, приходившуюся
мне по плечи, чтобы она сфотографировала это море голов и меня, крошечного
и иностранного, теряющегося на фоне толпы.




   Вавилонская Библиотека находится внутри каждого и каждый -
одна из книг в ней...



























































































Хорхе Луис Борхес, Великий Библиотекарь. Слепой как Гомер, латиноамериканский писатель покорил целый мир. Его влияние присутствует практически во всех произведениях, относящихся к кактегории интеллектуальной прозы. Некоторые образы и метафоры, такие как
"Алеф", "Заир", "Вавилонская библиотека", "Тлён, Укбар", "Альмутасим", - стали достоянием мировой культуры вообще.
Борхес был известным провокатором и митификатором. Он дописывал и переписывал известные и малоизвестные тексты, играя с восхитительным изяществом литературной реальностью.
"Вавилонская библиотека" - особое произведение, своеобразный манифест. Она соответствует "Черному квадрату" Малевича в изобразительном искусстве. Образ "библиотеки" явно или незримо присутствует во множестве произведений конца XX века.
Единственное, что несколько задело меня в личности Борхеса, как впоследствии и в личности Станислава Лема - их атеизм. Но, видимо, это закономерно. Интеллект, а тем более, сверхразвитый интеллект, полностью атеистичен.
Можно не любить произведений Великого Библиотекаря, но не считаться с ними, как с весомой частью современной культуры - нельзя.




Рецензии
Добавить рецензию

[#comments#]
Рецензия на "Борхес и я. Вавилонская библиотека. мое личное восприятие." (Москаленко Сергей)

Маленькая статья, появившаяся в результате полемики с <Uncle Paddy>.

Москаленко Сергей   2000/12/18  
Добавить замечания
Да ужж... Многие любят Борхеса. Роза Парацельса.... Книга песка...вау, сегодня же сяду в тысячный раз перечитывать. Но мы не Борхеса обсуждаем, а произведение нашего уважаемого автора.Что касается этой веСЧи - похоже на школьное сочинение. Стандартная пятёрка и зачитывание перед классом. Не больше.

Blissy   2000/12/19
Послушайте, <blissy> !
Эта "веСЧи" была написана вчера за 15 минут во время письменного общения с <Uncle Paddy>. Она не претендует на полноту, академичность и даже четкое описание МОЕГО отношения к Борхесу.
Но я задам Вам вопрос: у Вас есть хотя бы такое? -
:)
То-то.

Москаленко Сергей   2000/12/19
Если бы пришлось написать кратенькую справку об авторе, чтобы разместить её рядом с его фотографией - думается, не только я, а любой бы написал ))) Даже школьник...Вооружился бы энциклопедиями, предисловиями к другим книгам - и написал) Удачи)

Blissy   2000/12/21
ВЫ МЕНЯ НЕ ПОНЯЛИ. ЭТО БЫЛО МОЕ ЛИЧНОЕ ВИДЕНИЕ БОРХЕСА НА ТОТ МОМЕНТ :)
Так, как если бы Вас разбудили ночью (у нас в школе очень уж популярна была эта абстакция - "разбудить ночью") и спросили: "Кто такой БОРХЕС?"
:)
спасибо

Москаленко Сергей   2000/12/21
ВЫ МЕНЯ НЕ ПОНЯЛИ. ЭТО БЫЛО МОЕ ЛИЧНОЕ ВИДЕНИЕ БОРХЕСА НА ТОТ МОМЕНТ :)
Так, как если бы Вас разбудили ночью (у нас в школе очень уж популярна была эта абстракция - "разбудить ночью") и спросили: "Кто такой БОРХЕС?"
:)
спасибо

Москаленко Сергей   2000/12/21
Да тут тогда несоответствие с названием. Я пришла читать "моё личное восприятие", а от личного-то...название одно ;-) Лучше тогда переправить на "безличное восприятие")

Blissy   2000/12/21

Рецензия на "Борхес и я. Вавилонская библиотека. мое личное восприятие." (Москаленко Сергей)

Маленькая статья, появившаяся в результате полемики с <Uncle Paddy>.

Москаленко Сергей   2000/12/18  
Добавить замечания
Да ужж... Многие любят Борхеса. Роза Парацельса.... Книга песка...вау, сегодня же сяду в тысячный раз перечитывать. Но мы не Борхеса обсуждаем, а произведение нашего уважаемого автора.Что касается этой веСЧи - похоже на школьное сочинение. Стандартная пятёрка и зачитывание перед классом. Не больше.

Blissy   2000/12/19
Послушайте, <blissy> !
Эта "веСЧи" была написана вчера за 15 минут во время письменного общения с <Uncle Paddy>. Она не претендует на полноту, академичность и даже четкое описание МОЕГО отношения к Борхесу.
Но я задам Вам вопрос: у Вас есть хотя бы такое? -
:)
То-то.

Москаленко Сергей   2000/12/19
Если бы пришлось написать кратенькую справку об авторе, чтобы разместить её рядом с его фотографией - думается, не только я, а любой бы написал ))) Даже школьник...Вооружился бы энциклопедиями, предисловиями к другим книгам - и написал) Удачи)

Blissy   2000/12/21
ВЫ МЕНЯ НЕ ПОНЯЛИ. ЭТО БЫЛО МОЕ ЛИЧНОЕ ВИДЕНИЕ БОРХЕСА НА ТОТ МОМЕНТ :)
Так, как если бы Вас разбудили ночью (у нас в школе очень уж популярна была эта абстакция - "разбудить ночью") и спросили: "Кто такой БОРХЕС?"
:)
спасибо

Москаленко Сергей   2000/12/21
ВЫ МЕНЯ НЕ ПОНЯЛИ. ЭТО БЫЛО МОЕ ЛИЧНОЕ ВИДЕНИЕ БОРХЕСА НА ТОТ МОМЕНТ :)
Так, как если бы Вас разбудили ночью (у нас в школе очень уж популярна была эта абстракция - "разбудить ночью") и спросили: "Кто такой БОРХЕС?"
:)
спасибо

Москаленко Сергей   2000/12/21
Да тут тогда несоответствие с названием. Я пришла читать "моё личное восприятие", а от личного-то...название одно ;-) Лучше тогда переправить на "безличное восприятие")

Blissy   2000/12/21

Рецензия на "Борхес и я. Вавилонская библиотека. мое личное восприятие." (Москаленко Сергей)

Сергей!
Присоединяюсь!
С поправкой: "Библиотека" - не "Черный квадрат" Малевича, а "Портрет Амброза Воллара" Пикассо. :)))
А Ваша фраза "сверхразвитый интеллект должен быть полностью атеистичен" - просто афоризм. Разрешите цитировать?

Ю.Р.

Юрий Ракита   2001/01/04  
Добавить замечания
Уважаемый Юрий!
В моем восприятии - именно "Квадрат" - как доведенное до абсурда искусство (в данном случае - литература)... Уточнять и детализировать не буду. :)
Если Вам понравилась фраза - цитируйте, конечно... :)

Москаленко Сергей   2001/01/05

Рецензия на "Борхес и я. Вавилонская библиотека. мое личное восприятие." (Москаленко Сергей)

Это точно.Лем и Борхес- общее.Воздейсвие на мозг- мелкими порциями. Как дробинки.Тех, кто не любит Библионекаря- он просто раздражает.Как слона дробина.Как свинью бисер.Борхес ведь тем и опасен, что при перечитывании- каждый раз новое. Он из разряда тех немногих талантов, которые не жуют тебе свою мысль на 3000 страницах и не предлагают удобную постельку из собственной философии. Им просто плевать на тебя.А тебе на них-нет.В том-то и обида. Неразделенная любовь. Неумных такое эстетство и снобизм начинают раздражать- "А, если ты меня не любишь, я тебя буду ненавидеть" Обидно ведь, когда Борхес не укладывается в твое понимание жизни и просто смеется над тобой.Таким умным и все читавшим.Это один из немногих, которые обладают даром.Что-то будят в голове, и сам БОрхес уже не нужен- ты можешь творить без него. Господа, ну хоть будьте благодарны тому, кто вас на ножки-то поставил...

Блоха   2001/01/30  
Добавить замечания
Отлично сказано! Спасибо.
:))

Москаленко Сергей   2001/01/30

Рецензия на "Борхес и я. Вавилонская библиотека. мое личное восприятие." (Москаленко Сергей)

Я думаю, Вы не совсем правы относительно атеизма Борхеса. Его отношение к трансцендентной реальности выражено в словах из стихотворения"Голем": "...о если б нам проникнуть в чувства Бога." Борхес - гностик, поэтому, на первый взгляд, он действительно может показаться атеистом. Слишком уж запутаны отношение этой когорты людей с Абсолютом. Что касается величия Борхеса - полностью согласен. Это одна из ключевых фигур посткультуры, зеркало, отражающее всё.

С уважением,
Сергей.

С.Курбатов   2001/02/21 16:05  
Добавить замечания
Вот если бы Борхес написал "МОСКАЛЕНКО Сергей и я", я бы, может, и почитал.

Никодим Карнаухов   2001/02/21 16:54
Москаленко - сильнее Борхеса. Почитайте. Меня сильно цеплял.
Истинный малоросс! По полной программе.

Саша   2001/02/21 16:57
(Cо смехом) Уж лучше "Москаленко и ОНО"!

С.Курбатов   2001/02/21 18:08
Вы князю Курбатову кем доводитесь?

Александр Пушкин   2001/02/21 18:22
"Атеизм Борхеса" взят мною из одного интервью с ним.
Это самоопределение, как и у Лема.

Москаленко Сергей   2001/02/21 18:53
Поэтика Борхеса исключает самоопределения в принципе ( "Я хочу умереть ВЕСЬ!" )

С.Курбатов   2001/02/22 14:45
Я имею ввиду, что он в интервью сказал: "Я - атеист"...
:)))

Москаленко Сергей   2001/02/22 15:09

Рецензия на "Борхес и я. Вавилонская библиотека. мое личное восприятие." (Москаленко Сергей)

Зачем вы это написали. Годиться для низкопробного американского учебника по литературе для детей-даунов. К чему?

Сергей Лопатин   2001/02/22 20:35  
Добавить замечания
Вот, человек ответил. Что еще сказать?...
:)))
(остальное в комментариях - прочитайте)
:)

Москаленко Сергей   2001/02/23 11:16
"Мысль изреченная есть ложь..."Тютчев. В своих интервью Борхес "стебается" над тупыми журналистами.

С.Курбатов   2001/02/23 14:15
Мне это стёбом не показалось.
:)

Москаленко Сергей   2001/02/23 15:10

Рецензия на "Борхес и я. Вавилонская библиотека. мое личное восприятие." (Москаленко Сергей)

Можно не любить произведений Великого Библиотекаря, можно не любить произведения Сергея Москаленко(Великого - покаместь не напишу, но уверен, что сделаю это непременно лет этак через десять; ну на худой конец, когда он ослепнет или умрёт.), но коль эта крохотная статейка, написанная за 15-ть минут, вызвала такой бурный диспут, то она достойна (быть или не быть?-вот в чём вопрос)...быть.
Д Х Ц М Р Л Ч Д Й
Спасибо, друг, за то, что умеешь тронуть читателей за живое (хотя,что это такое - живое?). Андрей Го

Анрдрей Го   2001/02/28 20:48  
Добавить замечания
Отличная идея!
Обобщая, можно сказать так:
вовремя и к месту предложенная улыбка
спасает от большого конфуза...
:)))

Москаленко Сергей   2001/03/02 10:48
Отличная идея!
Обобщая, можно сказать так:
вовремя и к месту предложенная улыбка
спасает от большого конфуза...
:)))

Москаленко Сергей   2001/03/02 10:48

Рецензия на "Борхес и я. Вавилонская библиотека. мое личное восприятие." (Москаленко Сергей)

Приветствую вас Сергей.

Вы говорите что Борхес атеист? Это только плюс. Еще больше будет мотивация его прочитать 8). Мне его уже рекомендовали, по этому прочитав ваши мысли относительно его творчества я заинтересовался еще больше.

Мало вы написали всеже, почти ничего. Можно было бы полнее осветить его литературную деятельность. Больше похоже на предисловие к критической статье.

Но все равно спасибо. Побольше надо говорить о великих авторах, может больше народа их прочитает, а это не есть плохо.

PS А я вот Маркеса прочитал "Сто лет одиночества". Оччень понравилось, тоже думаю свои мысли на эту тему выложить.

Ладушки. Всего доброго!

Mister Injail   2001/03/16 18:58  
Добавить замечания
И как у меня могло вырваться "..надо говорить о великих АВТОРАХ". Боже мой.. все мозги на этих двух сайтах засрал. Я конечно же имел ввиду ПИСАТЕЛЕЙ, так как авторами называется здешнее население не доросшее до ранга повыше.

Mister Injail   2001/03/16 19:08
Обратите внимания, какая незначительная вещь, и сколько собрала мнений...
:)))

Москаленко Сергей   2001/03/19 14:42
Химера "Нью-йорк должен быть разрушен"
Вот вам пример как незначительная вещь может вызвать много мнений.

У вас вещь интересная но маленькая.

Я сам пробовал хоть худо бедно что-то про Маркеса родить. Хех. Ничего. Ни вразумительной строчки, а ведь впечатление от "Ста лет одиночества" у меня сильное осталось.

Mister Injail   2001/03/19 22:06

Рецензия на "Борхес и я. Вавилонская библиотека. мое личное восприятие." (Москаленко Сергей)

сереж, коротенько, что-то маловато для Эссе.:о) Токи собрался почитать серьезную вещь и ...Борхеса не очень люблю, по мне уж лучше У.Эко. С уважение

Геннадий Генераленко   2001/03/16 23:14  
Добавить замечания
:)
согласен со всем.

Москаленко Сергей   2001/03/19 14:41

Рецензия на "Борхес и я. Вавилонская библиотека. мое личное восприятие." (Москаленко Сергей)

Сноска из текста: "Интеллект, а тем более, сверхразвитый интеллект, полностью атеистичен."

СерЁжа, мне думается, что относительность всякой мысли очевидна. Даже моей - ныне...: Слово "полностью" из общего текстуального ряда выпало этаким желторотым птенцом из гнезда... Вот кто б его ещЁ подобрал, бедолагу...)))

Спасибо за Цветаеву...
Субъективно-относительный А.К.

Antonkuzmin   2001/07/24 23:58  
Добавить замечания
Спасибо
:)

Москаленко Сергей   2001/07/28 17:11












Hosted by uCoz